К 5 годам речь ребёнка уже должна быть сформирована. Благоприятный период для активного развития речи является возраст двух – трех лет. Именно в этот период родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью и посетить логопеда с целью консультации.
Родителям необходимо отслеживать динамику развития речи своего ребенка. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за речью ребенка.
Чем раньше логопед обнаружит нарушения речи (если они есть), тем легче будет все исправлять.
Да, гаджеты и другие электронные устройства – одна из причин задержки развития речи. Они очень удобны – ребенок увлекается игрой или мультиком, а у мамы появляется время заняться своими делами – готовкой, уборкой, звонками по работе и т.д. Однако у ребенка не появляется потребности сказать что-либо – это и приводит к задержке развития речи. Понятно также, что помимо речи страдает и зрение.
Основные советы – ограничить использование подобных устройств 15 минутами в день, а также полностью исключить их перед сном.
Благодаря современным методикам и наработанному опыту специалистов практически любой звук можно поставить очень быстро. Нередки случаи, когда на первом же занятии ребенок правильно «заРычит». Но появившийся звук нужно ввести в речь (автоматизировать), ведь ребенок автономно «Р» скажет правильно, а вот слове «корова» — нет. В этом и заключается основная сложность, и именно на автоматизацию требуется больше всего времени. В этот период нужно ежедневно работать над речью ребенка – каждый раз просить правильно произнести звук, выполнять домашние задания, рекомендации по произношению от логопедов и т.п. Только так можно достигнуть положительно эффекта в максимально короткие сроки.
Перед тем как сделать прививку, ребенка нужно комплексно обследовать. Например, при любых патологиях головного мозга прививки делать нельзя.
В наших центрах за последние несколько лет мы фиксируем растущее количество обращений родителей, которые после сделанной ребенку прививки (чаще всего АКДС) отмечают ухудшение состояния его здоровья – часто ребенок перестает разговаривать, появляются аутистичные черты. Объясняется это либо некачественной вакциной, либо состоянием здоровья ребенка.
Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки. Сложность может состоять лишь в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Взрослому придется менять годами установившийся автоматический навык.[/vc_column_text]Ответ на вопрос №6 Могут ли родители сами исправить речь ребенку?
Здесь нельзя сказать однозначно. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. Однако, если у ребенка сильные проблемы с речью - по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование.
Например, для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Тем не менее, если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического обследования: оно комплексное, целостное и динамическое, но вместе с тем оно имеет свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными.
Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими.
Логопед изучает и диагностирует:
1. Строение и функции речевого аппарата.
2. Звукопроизношение.
3. Словарный запас.
4. Грамматический строй речи.
5. Фонематическое восприятие.
6. Слоговую структуру слова.
7. Связную речь ребенка.
8. Навыки чтения и письма.
В результате обследование становится всесторонним и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.
Интенсивность посещения занятий Вы можете определить для себя сами. Это зависит от Вашего желания и финансовых возможностей. Мы рекомендуем посещать занятия два-три раза в неделю. Эффект от такой интенсивности посещения занятий будет в том случае, если это будет происходить систематически.
За такой промежуток времени ребенок не будет забывать тот материал, который ему уже дали, и новый материал постепенно будет накапливаться без особых нагрузок на ребенка.
Всё очень индивидуально и зависит от ряда факторов:
От причины речевого нарушения, состояния здоровья ребёнка, уровня подготовленности к выполнению заданий, уровня общительности, частоты и регулярности посещений, и, что очень важно, от степени участия родителя!
Нередко бывает так, что ребёнок, кроме отставания в речевом развитии, имеет ещё и дополнительные проблемы соматического характера. Слабеньким детям труднее, они быстро устают, поэтому результаты работы появляются позже.
В любом случае, логопед смотрит на ребёнка, а не на диагноз. Даже ослабленный малыш может приятно удивить своим трудолюбием и желанием учиться. Главное, найти ключик к маленькому сердцу.
Помните, что, только комплексное воздействие специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.
Да, возможно. Особенно это касается детей от 3 до 5 лет. Именно таким малышам бывает труднее всего расстаться с мамой. Родитель может не присутствовать на занятиях когда станет понятно, что ребенок безболезненно и с удовольствием остается с педагогом.
Но мы не приветствуем постоянное присутствие родителей на занятиях, особенно если родители начинают вмешиваться в ход занятия без согласования с педагогом. Как показывает наш опыт, постоянное присутствие родителей в том случае, когда ребенок уже адаптировался к новой обстановке, не только не помогает, но и мешает процессу обучения.
Все советы наших педагогов носят рекомендательный характер. Но если Вы хотите получить положительный результат от занятий и облегчить для ребенка процесс усвоения материала, рекомендации выполнять нужно.
Домашние задания не так объемны и сложны, и не каждому ребенку их дают, а только тем, кому это действительно необходимо. Ведь порой мы (родители) ломаем голову, чем бы таким занять ребенка, чтобы с ним сделать. А здесь Вам не придется задаваться этим вопросом, Вы просто будете выполнять инструкции педагога, с пользой для Вас и Вашего малыша.
Учитель - логопед использует на занятии следующее оборудование и инвентарь:
Всё логопедическое оборудование каждый раз проходит санитарную обработку после использования на занятии.
Логопедический центр «Интеллект»
© 2016
Тел.: +380 (96) 758-70-14
Email: logocenter-intellect@ukr.net
Адрес: Киев, ул. Урловськая 23В