Миф 1 : Логопед – это кто? Врач?
Логопед – это кто? Врач? Этот миф широко распространен. Однако это не совсем так, логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Логопед не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и дальнейшая адаптация. Хотя работать он может и в паре с врачом, что приблизит вас к наилучшему результату скорее.

Миф 2. Логопед только ставит звуки

Звукопостановка (коррекция дислалии) – самое простое направление в логопедической работе. Этим и занимаются многочисленные выпускники медучилищ и различных краткосрочных курсов, которые тоже именуют себя логопедами.

С серьезными речевыми нарушениями, такими как:  заикание, недоразвитие речи различного происхождения (в том числе на фоне задержки психического развития), фонетический дефект, дизартрия, алалия, ринолалия, нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия, дисорфография) – способен справиться лишь специалист с высшим профильным образованием, логопед-дефектолог. Он владеет необходимыми знаниями в неврологии, пато- и нейропсихологии, психофизиологии и других смежных областях. В нашем Центре детский логопед тесно сотрудничает с психологами и неврологами, что помогает правильно установить причину речевого расстройства и подобрать оптимальную методику коррекции.
Миф 3. Хороший логопед посмотрит ребенка и сразу скажет, сколько занятий потребуется

Каждый ребенок – индивидуальность. Это касается и речевых особенностей, и способности к обучению. Точных цифр здесь нет и быть не может. Зато мы гарантируем, что специалист в нашем Центре работает добросовестно, с полной самоотдачей и на высоком профессиональном уровне. У нас занятия детского логопеда открыты для посещения. Мы только рады, если мамы и папы на них присутствуют! Слушайте, запоминайте, повторяйте упражнения дома. Для приобретения и закрепления речевого навыка важна постоянная тренировка, и активное взаимодействие «логопед–ребенок–родитель» улучшит и ускорит результат.

Миф 4. : «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?»
Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Это еще один из самых распространенных мифов. Если ребенок не говорит или говорит неправильно – то не потому, что он просто ленивый или балуется. Для этого есть причина. Причин для плохой речи может быть тысяча. Это и проблемы с нервной системой, и дефекты в строении органов артикуляции, и многое другое. Чтобы узнать настоящую причину — необходимо пройти обследование у специалистов. Но прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени ребенка.

Миф 5. Занятия с детским логопедом лучше проводить у себя дома
Не место красит человека, а человек место. В случае с логопедией первичен именно специалист, его квалификация, опыт и умение установить психологический контакт с ребенком. А уж где проходят встречи – дело второстепенной важности. К хорошему логопеду возят детей со всего Киева, а то из других городов . Лучше пройти эффективный курс выездных занятий, чем годами заниматься в уютной, но расслабляющей домашней обстановке. Наоборот, у малыша вырабатывается привычка: привела его мама к тете в кабинет – значит, настало время веселых и забавных упражнений для язычка. В нашем Центре логопедический кабинет – это не унылые серые стены, а светлое современное помещение, с яркими картинками и множеством интересных пособий. А братья и сестрички с удовольствием подождут «ученика» в нашей замечательной игровой комнате.

Когда нужна консультация детского логопеда?

Этим вопросом задаются многие родители. И здесь мы сталкиваемся с еще одним мифом.
Миф 4. Консультация детского логопеда нужна ребенку не раньше 4-5-летнего возраста

В государственной образовательной системе постановкой речи с детьми действительно принято заниматься ближе к школе. Именно на этот возраст – 4-5 лет и старше – рассчитаны логопедические программы в районных поликлиниках, обычных и профильных детских садах. Между тем, психологи и педагоги давно уже установили, что сенситивным (наиболее продуктивным) периодом развития речи является возраст до (!) 5 лет. Именно в это время занятия с детским логопедом принесут ребенку максимум пользы.

К логопеду можно обратиться в любой момент, просто для консультации. Специалист оценит речевое развитие малыша, даст персональные рекомендации: как расширить словарный запас, как научить ребенка пересказывать информацию, формулировать свои мысли.

После появления на свет

Буквально через несколько месяцев после рождения кроха уже способен воспринимать окружающую речь. Говорить сам он пока не может, однако прекрасно различает обращенные к нему ласковые слова, реагирует улыбкой, лепетом, гулением. Если этого не происходит, надо показать малыша неврологу и педиатру.

От года до трех

В год ребенка рекомендуется привести на профилактическую встречу с логопедом. «Где мишка?» – спросит логопед, и вроде бы больше ничего особенного не произойдет. На деле же, специалисту эта встреча скажет о вашем ребенке многое. Врач оценит пассивный словарный запас ребенка, его мелкую моторику, правильность развития речевого аппарата, научит вас пальчиковым играм и артикуляционной гимнастике, упражнениям на концентрацию вниманию и усвоение новых слов, а при необходимости покажет приемы логопедического массажа – расслабляющего, тонизирующего или избирательного, в зависимости от нужд малыша.

В возрасте до 3 лет к детскому логопеду нужно обратиться обязательно, если:

  • Ребенку поставлен диагноз, при котором нарушен тонус артикуляционных или других скелетных мышц (ДЦП и др.), а также возможна задержка речевого развития или умственная отсталость.
  • При наследственном факторе (кто-либо из родителей поздно заговорил или имеет дефекты речи).
  • У малыша имеются проблемы со слухом и/или зрением.
  •  Диагностировали короткую уздечку языка.

От трех до пяти

Корней Чуковский недаром назвал свою восхитительную книгу о детском словотворчестве «От двух до пяти». Именно в этом возрасте речь ребенка самая метафоричная, самая изобретательная и любопытная. Наслаждайтесь «перлами» своего малыша, но не забывайте отмечать для себя определенные нюансы.

Если ребенок:

  • Говорит неразборчиво и непонятно для окружающих.
  • Переставляет местами и «глотает» слоги, «съедает» окончания.
  • Постоянно путается в предлогах и союзах, числах и падежах, а на ваши поправки не реагирует.
  • Не в силах связно описать картинку, выстроить последовательность действий.
  • Многие звуки произносит мягко (словно сюсюкает) или, наоборот, твердо (как будто говорит с акцентом).
  • Если он произносит «р» на французский манер (грассирует) или «ц», «с», «з» – на английский (помещая язык между зубами).

От таких дефектов речи ребенок самостоятельно не исправится. И чем раньше вы забьете тревогу, тем лучше: ставить звуки «с нуля» НАМНОГО проще и быстрее, чем переучивать с неправильного варианта на правильный.

В это время ребенок с помощью логопеда будет не только формировать речь, но и развивать ее. Такие занятия – прекрасная подготовка к школе.

Во время учебы в школе

  • Если у ребенка в первом классе заканчивается первая четверть, а с письмом явные проблемы…
  • Если ученику любого класса не даются даже базовые навыки чтения и письма…
  • Если ваш школьник вдруг стал пропускать буквы и слоги, писать мимо строк, особенно на фоне какой-либо травмы…
  • Если у него хроническая неуспеваемость…

– вашему ребенку рекомендована консультация детского логопеда и, возможно, невролога. Ребенок с нарушенной речью часто отличается сниженным слуховым вниманием (слух и речь в нашем организме теснейшим образом взаимосвязаны). Поэтому записать со слуха диктант или примеры, которые зачитывает учитель, для него задача непосильная. И дело вовсе не в отсутствии интеллекта. Просто такому ребенку нужна помощь – помощь профессионала.
Логопед займется с ним формированием внимания, мышления, памяти, научит грамматике, привьет понимание принципов языкового строя. Это поможет ребенку адаптироваться к школьной программе.

Миф 6 : «Речь формируется до 5 лет, значит идти к логопеду нет смысла».
«Речь формируется до 5 лет, значит идти к логопеду нет смысла». По законам речевого развития у ребенка должна быть сформирована фразовая речь уже к двум годам. И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, задерживается ли речевое развитие или нет. На речь могут повлиять различные соматические и другие проблемы – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться. И если в 2,5 года ребенок не заговорил или в 3-4 года произносит звуки искаженно, то это показание для прохождения консультации у логопеда. И кстати, не стоит забывать о том, что речь – функция мозга, поэтому важно взаимодействие «невролог-логопед». Ведущий специалист по сопровождению и лечению – невролог, а по коррекции – логопед!

Миф 5 : «Ребенок наследует особенности речи родителей».
«Ребенок наследует особенности речи родителей». Ребенок не рождается со способностью к речи, он ей овладевают в ходе развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это не обязательно.

Миф 7 : «Нет ничего сложного в логопедии».
Некоторым кажется, что нет ничего сложного в логопедии. И прочитав 2-3 книги по логопедии, считают себя вполне компетентными. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Миф 8 : «Занятия проходят  сидя смирно за столом».
Многие считают, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, но так бывает не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Можно заниматься на полу. Необходимо давать ребенку перерыв, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Миф 9 : «Если пропустим занятие — ничего страшного не произойдет».
«Если пропустим занятие — ничего страшного не произойдет, мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение о том, что выполнение заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются, и из-за пропусков получается меньше занятий в месяц, нарушается систематичность.

Миф 10 : «Во время обследования логопеда интересует уровень интеллекта ребенка».
«Во время обследования логопеда интересует уровень интеллекта ребенка». В первую очередь во время обследования логопеда интересует состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает»… логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию, поведение.

Миф 11 : «Ребенок будет заниматься, если ему интересно».
«Ребенок будет заниматься, если ему интересно». Это не совсем правильная установка. Логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны, но часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, они лучше знают, как его заинтересовать. Логопед решает все проблемы с речевым развитием путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей.

Миф 12 : «Моему ребенку нельзя делать логомассаж, потому что у него эпилепсия.»
Моему ребенку нельзя делать логомассаж, потому что у него эпилепсия. Неврологи сообщают важную информацию: логомассаж возможен, если пациент будет принимать противоэпилептические препараты и регулярно наблюдается у врача!