Важной составляющей успешной коррекции логопедических нарушений у детей является активное участие семьи в учебном процессе. В процессе занятий специалист обязательно проводит беседу с родителями, объясняет особенности текущей ситуации и дает рекомендации по работе с ребенком дома.

Однако, некоторые мамы и папы считают, что работа логопеда-дефектолога — исправить конкретное нарушение в ходе занятий.  Их же задача — привести свое чадо в центр или организовать уроки на дому. Иногда даже могут проскальзывать обиды на большой объем домашнего задания и необходимость много заниматься с ребенком самостоятельно. Кто прав?

В чем польза сотрудничества семьи с преподавателем:

  • Одних лишь визитов к специалисту недостаточно. Коррекция нарушений речи и работы высшей психической деятельности состоит из двух моментов: формирование навыка и его закрепление. Для того, чтобы успешно ввести освоенное умение в обиход, необходимо неоднократное повторение, использование его в бытовые ситуации. Именно для этого необходимо, чтобы родители стимулировали ребенка и помогали ему.
  • Процесс развитие речи у ребенка происходит в первую очередь в семье. Ребенок повторяет за родителями и близкими все, что слышит. Именно по этой причине важно, чтобы дома для него была создана необходимая развивающая среда, поддерживалось активное общение.
  • Кроме того, очень важно, чтобы родители обращали внимание и на свою речь. Слыша в своем окружении правильное произношение звуков, грамотные речевые конструкции, ребенок быстрее сможет автоматизировать полученные в ходе занятий навыки.
  • Регулярное выполнение домашних заданий не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, развивает усидчивость, внимание и самоконтроль.
  • Обратная связь от родителей помогает логопеду лучше понимать, каким образом идет прогресс в обучении, а также более гибко строить план занятий.
  • Немаловажен и еще один момент: если семья настроена на сотрудничество с педагогом, ребенку легче заниматься. Он воспринимает уроки позитивно, чувствует себя более свободно и успешнее занимается.

Читайте также: Развитие речи ребенка от рождения до 5 лет

Что входит в логопедическое домашнее задание

Артикуляционная гимнастика

«Зарядка для язычка» обязательно входит в комплекс регулярных занятий. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат.

На занятиях логопед покажет ребенку, как выполнять то или иное упражнение. Однако важно, чтобы родители понимали цель задания и были знакомы с правильным выполнением. Для самоконтроля ребенку нужно ставить на стол зеркало.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Упражнения этой группы обязательно включаются во все комплексы домашних заданий, так как их выполнение активно стимулирует развитие речевого центра. Массаж рук и пальчиковая гимнастика подходят для начала или завершения занятий. Кроме этого детям предлагается нарисовать картинку или раскрасить, сделать аппликацию, штриховку или работа с прописями. Помимо прочего, такие задания хорошо готовят детей к школьным урокам письма.

Задания на развитие фонематического слуха

Такие упражнения закладывают у ребенка основы звукового анализа и синтеза, развивают умение правильно определять звуки и их место в слове. При несформированности данного навыка ребенок смешивает звуки в словах, произносит их не правильно, а впоследствии имеет проблемы при обучении письму и чтению.

Упражнения для развития связной речи

В рамках этой серии заданий ребенок расширяет свой словарный запас, учится пересказывать услышанный текст, строить самостоятельно связный рассказ — по какому-то событию или по картинкам.

Упражнения для развития лексико-грамматических навыков

Для того чтобы успешно овладеть родной речью, ребенку нужно освоить навыки словообразования, подбирать обобщающие и родственные слова, грамотно изменять их по родам, числам и падежам.

Упражнения для развития функций высшей психической деятельности

Помимо прочего логопед может предложить ребенку задания на развитие памяти, внимания, мышления.

Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Советы родителям по выполнению логопедического домашнего задания:

  • Заниматься нужно регулярно! Не следует делать сразу всю «домашку» вечером накануне визита к логопеду. Это и малоэффективно, и утомительно. Разбейте задания на группы и делайте их каждый день.
  • Позитивный настрой — основа успеха. Не нужно заставлять ребенка заниматься, ругать его за оплошности и возможное отсутствие прогресса. В игровой форме, при хорошем настроении все получится намного лучше.
  • Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут. Достаточно выполнить пару-тройку заданий.
  • Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день. Превратите это в в веселую игру.
  • Родители должны прочитать задание, разобрать с ребенком, как следует его выполнять, но делать упражнение дети должны самостоятельно!
  • Обязательно нужно поддерживать ребенка, хвалить его за каждое достижение. Положительный оптимистичный настрой поможет быстрее добиться успеха.

И еще один совет: не стесняйтесь спрашивать педагога об успехах вашего ребенка, советоваться в случае сомнений и затруднений. В сотрудничестве всегда можно добиться большего!