ТЕМА раннего развития детей (1 -3 года) в настоящее время очень популярно, ведь учеными доказано, что в раннем возрасте наилучшим образом развиваються многие психические функции. Вопросы же развития речи детей продолжают отставаться актуальными на протяжении многих лет. И требуют к себе самого серьезного отношения.Время диктуют свои условия: сейчас к 6 годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно багатый словарный запас, уметь четке выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому чем раньше начать занятие с ребенком, тем больше успехов можно добиться. Особенно пристального внимания развития речи требует в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она преобретается благодаря совместным усилиям родителей и других людей, в окружении которых малыш ростет и развивается. Если ребенок живет в развивающей языковой среде, он начинает бегло говорит, уже к 3 -м годам, независимо от уровня ощего интеллекта.
Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных речевых проявлений ребенка, и обозначены возрастные нормативы их появления. Не забывайте, что возраст появления речевых новообразований и их содержания являються примерными, а не строго обязательными, ведь все дети разные, и необходимо учитувать индивидуальные особенности и разный темп развития детей.
Посмотрите на эту таблицу, если у Вас возникают подозрения о задержке развития речи — обращайтесь к специалисту.
Возраст | Нормы речевого развития | Возможные нарушения и их последствие |
2 месяца | Отдельные звуки, спонтанные вокализации, направленные к маме и иногда — другим взрослым. Сосредотачивается на речи взрослых, затихает, внимательно слушает, часто улыбаеться. | Постоянный навящивый крик с захлебыванием, что сопровождается нарушением режима сна, может быть признаком органического поражение центральной нервной системы.
Такие нарушения как: не берет грудь, не может ссать, захлебывается, молоко выливается через нос – могут свидетельствовать об органическом поражении нервной системы ( необходимо срочно обратится к педиатру и невропатологу) |
3 месяца | Растягивание гласных звуков, гуление, «воркование», реакция на обращение | |
4 месяца | Гуление перерастает в рулады (один гласный перетекает в другой), реакция на перемену интонации | Отсутствие или быстрое затухание лепета, отсутствие речи в целом свидетельствует о нарушении слуха, интеллекта или об органическом поражении головного мозга.
( необходимо срочно обратится к педиатру невропатологу, психиатру) |
5 месяцев | Мелодичное гуление, случайный лепет, добавляются некоторые согласные звуки (п, б, м), первые сочетания слогов | |
6 месяцев | Совершенствование случайного лепета, слияние согласных с гласными, попытки имитации слышимых звуков | |
7 месяцев | Лепет, понимание смысла слов | |
8 месяцев | Лепет как общение, имитация звуков, произносимых взрослыми, без понимания смысла | |
9 месяцев | Усложнение лепета, звуковые серенады, произнесение первых облегченных слов | |
10 месяцев | Понимание все большего количества слов, подражание речи взрослых, появление в речи новых слогов и простых слов | |
11 месяцев | Воспроизведение звуков по собственному усмотрению, увеличение количества облегченных слов | |
12 месяцев | Легкость в подражании новым услышанным словам, около 10 облегченных слов в активе, понимание более 20 слов | |
2-й год жизни | Автономная активная речь в словаре до 40 слов. 1,5 года — использование одного слова для обозначения ряда предметов; ребенок пониманиет значение единственного и множественного числа сущ.
2 года — соотнесение знакомых слов с изображениями; к третьему году — попытки изменять слова; понимание и выполнение простейших команд |
|
3-й год жизни | Связный характер речи, появление и постепенное усложнение предложений, первые вопросы, изменение интонации, быстрое увеличение словарного запаса, словотворчество | |
4-й год жизни | Появление в речи предложений, состоящих из подлежащего, сказуемого и дополнения; правильное произнесение большей части звуков; спосбность отвечать на простейшие вопросы; употребление фраз, состоящих более чем из четырех слов. | |
5 – й год жизни | У ребенка полностью сформированые все звуки. Называет и повторяет слова разной сложности. | Нарушение звукопроизношения после достижение ребенка 4 – 5 лет есть паталогическим ( следует срочно обратится к
Логопеду) |
Ребенок овладевает речью постепенно. Обратите внимание, что до 2 лет этот процес носит преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенок многое пропускает, представляет. Прежде всего малыш воспринимает то, что сильнее действует на его слух и легче артикулируется. К 3-4 годам речь ребенка уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.
Если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует приведенным данным, не спешите волноваться и бить тревогу. Возможно, ваш ребенок является исключением из правил. Ранняя коррекция обычно помогает справиться с отставанием или искажениями в речевом развитии малыша. Однако, необходимо обратится за консультацией к логопеду.
Запись к специалисту (логопед,невролог) за номером +38(044) 353 80 14