Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционную гимнастику нужно проводить ежедневно, перед зеркалом, чтобы вырабатываемые у детей навыки постоянно закреплялись. Не следует предлагать детям более 3-5 упражнений за раз и по продолжительности не более 3-5 минут.

Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц

1) Загони мяч в ворота

  • Вытянуть губы вперед трубочкой.
  • Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

2) Месим тесто

  • Улыбнуться.
  • Немного приоткрыть рот.
  • Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
  • Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

3) Блинчик

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Удерживать под счет от 5 до 10.

4)  Кто дальше загонит мяч?

  • Улыбнуться.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

5) Чистим зубки

  • Улыбнуться.
  • Показать зубы, приоткрыть рот.
  • Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы.

Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч

1) Вкусное варенье

  • Слегка приоткрыть рот.
  • Улыбнуться.
  • Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

2) Месим тесто

  • Улыбнуться.
  • Немного приоткрыть рот.
  • Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
  • Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

3) Блинчик

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Удерживать от 5 до 10.

4)  Грибочек

  • Улыбнуться.
  • Показать зубы, приоткрыть рот.
  • Поцокать языком, будто едешь на лошадке.
  • Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

5)  Кто дальше загонит мяч?

  • Улыбнуться.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

6)  Гармошка

  • Улыбнуться, приоткрыть рот.
  • Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу).
  • Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать).

7) Фокус

  • Улыбнуться, приоткрыть рот.
  • На кончик носа положить ватку.
  • Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней  губе, сдуть ватку с носа вверх.

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

1) Месим тесто

  • Улыбнуться.
  • Немного приоткрыть рот.
  • Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
  • Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

2) Вкусное варенье

  • Слегка приоткрыть рот.
  • Улыбнуться.
  • Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

3) Самолет

  • Губы в улыбке.
  • Рот приоткрыт.
  • Длительно произнести звук «ы-ы-ы».

4) Индюк

  • Приоткрыть рот.
  • Положить язык на верхнюю губу.
  • Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».

5) Качели

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот, показать зубы.
  • Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).
  • Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь

1) Чистим зубки

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот.
  • Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.

2) Маляр

  • Губы в улыбке.
  • Приоткрыть рот.
  • Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад.

3) Кто дальше загонит мяч?

  • Улыбнуться.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

4) Вкусное варенье

  • Слегка приоткрыть рот.
  • Улыбнуться.
  • Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

5) Индюк

  • Приоткрыть рот.
  • Положить язык на верхнюю губу.
  • Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».

6) Дятел

  • Улыбнуться.
  • Открыть рот.
  • Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна.