АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционную гимнастику нужно проводить ежедневно, перед зеркалом, чтобы вырабатываемые у детей навыки постоянно закреплялись. Не следует предлагать детям более 3-5 упражнений за раз и по продолжительности не более 3-5 минут.
Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц
1) Загони мяч в ворота
- Вытянуть губы вперед трубочкой.
- Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
2) Месим тесто
- Улыбнуться.
- Немного приоткрыть рот.
- Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
- Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.
3) Блинчик
- Улыбнуться.
- Приоткрыть рот.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Удерживать под счет от 5 до 10.
4) Кто дальше загонит мяч?
- Улыбнуться.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
5) Чистим зубки
- Улыбнуться.
- Показать зубы, приоткрыть рот.
- Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы.
Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч
1) Вкусное варенье
- Слегка приоткрыть рот.
- Улыбнуться.
- Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
2) Месим тесто
- Улыбнуться.
- Немного приоткрыть рот.
- Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
- Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.
3) Блинчик
- Улыбнуться.
- Приоткрыть рот.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Удерживать от 5 до 10.
4) Грибочек
- Улыбнуться.
- Показать зубы, приоткрыть рот.
- Поцокать языком, будто едешь на лошадке.
- Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).
5) Кто дальше загонит мяч?
- Улыбнуться.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
6) Гармошка
- Улыбнуться, приоткрыть рот.
- Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу).
- Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
7) Фокус
- Улыбнуться, приоткрыть рот.
- На кончик носа положить ватку.
- Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Комплекс упражнений для звуков Л, Ль
1) Месим тесто
- Улыбнуться.
- Немного приоткрыть рот.
- Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
- Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.
2) Вкусное варенье
- Слегка приоткрыть рот.
- Улыбнуться.
- Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
3) Самолет
- Губы в улыбке.
- Рот приоткрыт.
- Длительно произнести звук «ы-ы-ы».
4) Индюк
- Приоткрыть рот.
- Положить язык на верхнюю губу.
- Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».
5) Качели
- Улыбнуться.
- Приоткрыть рот, показать зубы.
- Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).
- Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.
Комплекс упражнений для звуков Р, Рь
1) Чистим зубки
- Улыбнуться.
- Приоткрыть рот.
- Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.
2) Маляр
- Губы в улыбке.
- Приоткрыть рот.
- Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад.
3) Кто дальше загонит мяч?
- Улыбнуться.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
4) Вкусное варенье
- Слегка приоткрыть рот.
- Улыбнуться.
- Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
5) Индюк
- Приоткрыть рот.
- Положить язык на верхнюю губу.
- Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».
6) Дятел
- Улыбнуться.
- Открыть рот.
- Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна.